Обратное движение в российской фармацевтике

Обратное движение в российской фармацевтике

< вернуться к ленте статей
В России, согласно разным данным, осуществляют свою деятельность от тысячи до трех тысяч фармацевтических компаний. Федеральными службами выдано немногим более тысячи лицензий на торговлю лекарственными препаратами, но фактически работающих объектов – гораздо более трех тысяч.

Установить точную численность компаний невозможно, потому что некоторые дистрибуторы для каждого склада отдельно оформляют лицензию, к тому же дистрибутором может считаться и юридическое лицо из зарубежных компаний, которое импортирует товар.

Дистрибуторов в нашей стране можно разделить на два лагеря. К первому относятся общенациональные дистрибьюторы. Это крупные компании, у которых имеются скидки от производителей, и все вместе они занимают девяносто пять процентов рынка. Вторые – это все остальные дистрибуторы, которые делятся на региональных, нишевых и специализированных.

Региональные в последнее время теряют свои позиции, и количество их уменьшается довольно быстрыми темпами. Специализированные работают только с определенной группой товара: онкологические лекарства, сердечные препараты, антибиотики. Из общенациональных в России существует пять крупных дистрибьюторских компаний, которые контролируют до восьмидесяти процентов аптечного рынка. Из них две компании обеспечивают почти половину фармакологии в стране, и с ежегодно этот процент стабильно увеличивается.
Успех компании – в ее размахе.

 Сегодня они не только сотрудничают с зарубежными представителями, а и сами производят некоторые лекарства. К тому же, имеют свою логистическую службу, региональные представительства, автомобильные гаражи, склады и прочее. У всех есть свои сети аптек по стране, а некоторые заимели даже не одну. Зарубежные компании, что естественно, предпочитают иметь дело с крупными представителями фармацевтического рынка, считая их надежными партнерами.

В период кризиса оптовики несколько пересмотрели ведение дел, изменили логистическую систему. В первую очередь все действия направлены на снижение производственных затрат, рост ассортимента, уменьшение риска. Работа складских помещений автоматизируется, за счет чего повышается производительность труда. Кризис, что правда, никак не отразился на распределении мест на рынке фармакологии, хотя рентабельность компаний снизилась в среднем на пять-восемь процентов.

Оценивая ситуацию с российской фармакологией, сложно не заметить, что в ближайшем будущем вполне возможен вариант переквалификации фармацевтических дистрибьюторов в логистические операторы. К этому побуждает и снижение объемов ввоза зарубежных лекарственных препаратов с участием дистрибуторов, функции которых скоро сведутся к минимуму.

В скором времени производители товаров фармакологии будут напрямую сотрудничать с аптечными сетями, тем более что большинство аптек и так принадлежит дистрибьюторам. Сейчас такие прямые поставки наблюдаются только по отдельным видам лекарств, и доля такого сотрудничества в общей картине пока еще невелика.

Сегодня уже началась такая переориентация, и у фармакологических дистрибуторов активно выделяются подразделения, занимающиеся логистикой. Однако возникли и конкуренты – операторы по логистике на рынке фармакологии, которые обладают большими инфраструктурными связями и решают все проблемы с поставкой лекарств. Но новые игроки, скорее всего, не создадут себе достаточной репутации на рынке и будут притеснены представителями фармдистрибьюторов.

 

Размещено 23 декабря 2010 года