Требуется прорыв

Требуется прорыв

< вернуться к ленте статей
Россия отличается от развитых стран Запада тем, что научные исследования в основной массе проводятся за государственный счет, а не на деньги бизнесменов. Поэтому нам не подойдут модели западного развития вообще и в транспортной сфере конкретно, а нужно искать оптимальный вариант совмещения государственного и частного капиталов в научной сфере.

В прошлом году наука о транспорте отпраздновала двухсотлетний юбилей. И все это время транспортные вузы и исследовательские комплексы помогали стране решать ее стратегические задачи и приоритеты. Но сегодня приоритетным становится вопрос прорыва в области транспортных исследований. А модернизация, к которой призывает и президент, просто невозможна, если не переоборудовать транспортный комплекс России.

А для этого необходим соответствующий уровень образования и науки, где и нужно сделать прорыв. По мнению специалистов, оттолкнуться можно от высокого потенциала транспортных вузов с высоким уровнем кадрового и научного состава.
Для этого необходимо наладить процесс широкомасштабных исследований и их последующее претворение в жизнь.

Сейчас же научные разработки в области логистики в силу их слабого финансирования носят краткосрочный характер и внедрение их результатов в производство довольно проблематично. Для быстрого развития и модернизации отрасли с последующим внедрением, так сказать в массы, нужен единый проект, который бы объединил разнонаправленные исследования в транспортной сфере.

Для решения проблемы нужен системный подход в первую очередь в организации финансирования. Само собой разумеется, что государству в одиночку это не под силу  и нужно привлекать частных инвесторов. А для этого нужны отлаженные механизмы совмещения государственных и инвесторских капиталов, создание условий, стимулирующих активность предпринимателей на рынке научных технологий.

Важно организовать на базе ведущих транспортных вузов страны работу лабораторий и научно-исследовательских центров, которые используя результаты фундаментальных и прикладных исследований, смогли бы обеспечить основные направления науки и технологий в этой области инновационными предложениями. Для поддержания области необходимо организовать тесное взаимодействие науки с бизнесом.

Предпосылки и базу для такого взаимодействия может создать реализация принятого в конце лета 2009 года закона, позволяющего создавать при вузах малые инновационные предприятия. Координировать процессы образовательной, научной и методической деятельности могли бы созданные на базе НИИ и ведущих вузов объединенные научно-образовательные центры. Кроме того, они в состоянии обеспечить поддержание нужного уровня научного и кадрового состава транспортной и машиностроительной областей.

Приоритетной сферой деятельности вузов транспорта должна стать организация крепких партнерских связей по стратегическому партнерству с частными инвесторами. А конкретно имеются в виду научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по заказам партнеров, подготовка для них научных специалистов, организация должного уровня научное сопровождение проектов, а также экспертная их рыночная оценка.

А основой любого научного прогресса была есть и будет соответствующая образовательная база, которой Россия обладает, а значит и перспективы развития вполне реальные.

Размещено 22 февраля 2011 года