Закон есть - закон был

Закон есть - закон был

< вернуться к ленте статей
В настоящее время, как и в период до кризиса, деятельность компаний и предприятий, специализирующихся на пассажирских и грузовых перевозках, регламентируют правила, которые в 2008 году специальным постановлением утвердило правительство РФ. Однако до сих пор в государстве нет необходимой нормативно-правовой базы для привлечения к ответственности нарушителей этих правил.

Так, со слов представителя Ространснадзора в Северо-Западном округе Валерия Иванова, сейчас нарушителей привлекают в порядке ст. 14.1 КоАП РФ, регламентирующей ответственность за предпринимательскую деятельность без лицензии или государственной регистрации. Но к ответственности по данной статье не привлекается и сотой части действительных нарушителей. В частности, в 2010 году было оформлено всего двести шестьдесят админпротоколов, по которым взыскано немногим более одного миллиона рублей.

Кроме того, в Санкт-Петербурге действует закон, дающий право властям штрафовать лиц, занимающихся перевозками без соответствующей договоренности с правительством города. Занимаются нарушителями сотрудники транспортного комитета города, но и их деятельность не дает нужного эффекта, так как из почти трех миллионов рублей выписанных ими предписаний было взыскано всего восемьсот тысяч. Большинство же нарушителей обратилось в суд, который отменил такие решения.

Для удаления подобного рода упущений и пробелов в законодательстве, в Госдуму был направлен проект поправок для внесения их в административный кодекс России. Как предлагают авторы, нерадивые перевозчики после принятия поправок будут нести ответственность за многое. К примеру, за непересадку пассажиров при поломке автобуса.

Авторы предусмотрели и вопрос о том, кто будет заниматься поимкой нарушителей в сфере перевозок. Этим органом должна стать Федеральная служба по надзору в транспортной сфере. Кроме того, обязанность по выявлению таких нарушений предлагается возложить и на органы внутренних дел, то есть рассмотреть жалобу принять решение о наказании нарушителя (составлении протокола и направлении его по подсудности) вполне сможет любой сотрудник милиции.

Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного управления Ространснадзора, ими приветствуется претворение в жизнь этого проекта, а сами они уже хорошо готовы применять его нормы на практике. Звучит, конечно, это все довольно радужно, но, как сообщают эксперты, поводов для радости не так уж и много. Дело в том, что уже существует ряд норм, дающих право принимать меры к компаниям-нарушителям, но почему-то на практике они используются крайне редко и нарушители преспокойно продолжают свою деятельность.

Так какой же смысл придумывать что-то новое, не добившись реализации уже действующего? К тому же многие специалисты утверждают, что для решения проблемы одного законодательного регулирования недостаточно, и применение дополнительно еще и экономических приемов было бы гораздо эффективнее. К примеру, организовать строительство нормальных автопарков и надлежащее финансирование компаний-перевозчиков, а на одних репрессиях, как известно из истории, далеко не уедешь.

Представители компаний-перевозчиков пока не спешат комментировать эту инициативу. Оно и понятно: никаких улучшений для них она не сулит, а только увеличивает вероятность привлечения их к ответственности. Но открытым остается вопрос о том, примет ли борьба с нерадивостью перевозчиков серьезный размах или станет еще одним, не действующим и чисто формальным законопроектом?

Размещено 04 февраля 2011 года